XI междисциплинарная школа

Института проблем правоприменения

Эмпирическое правоведение: от идеи до статьи за 5 дней

16–22 февраля, Санкт-Петербург


Подать заявку

Прием заявок открыт до 1 декабря 2025

О Школе


Школа эмпирического правоведения проводится уже одиннадцатый год и собирает участников со всей страны. Главная цель Школы — научить участников думать в парадигме эмпирических исследований права и самостоятельно проводить исследования, начиная от постановки исследовательского вопроса и заканчивая написанием научной статьи или аналитической записки.

Школа рассчитана на широкий круг людей, заинтересованных в исследованиях права и правоприменения в России методами социальных наук: социологов, юристов, экономистов, политологов, антропологов и специалистов по анализу данных. Мы отдаем предпочтение начинающим исследователям.

В течение Школы мы стараемся уделять максимум времени реальной исследовательской работе. На конкретных задачах мы будем заниматься поиском, критической деконструкцией, сбором и анализом данных, работой с существующими исследованиями, а также расскажем об организации и результатах исследований Института и о том, как писать академические и прикладные тексты (такие как научные статьи, колонки и policy memo). Результатом пяти дней работы на Школе станут реальные исследования и тексты, созданные участниками при поддержке сотрудников Института.

Для того чтобы принять участие, необходимо пройти конкурсный отбор. Обучение бесплатное, мы также оплачиваем проживание и обеды во время Школы. Транспорт до места проведения оплачивают участники.

Организаторы

eulogo logo

Организатором школы является Институт проблем правоприменения при Европейском Университете в Санкт-Петербурге. Миссия ИПП — содействие утверждению принципа верховенства права и равенства перед законом посредством проведения и популяризации научных исследований, а также развития обучающих программ в области эмпирического изучения права. Мы публикуемся в таких изданиях, как Forbes, Собака.ру, КоммерсантЪ, Российская Газета, РБК.

Работа Института финансируется Сбербанком России и Российским научным фондом. Подробнее о нас можно прочитать здесь.

Отзывы о прошлых школах


Ольга Кряжкова, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Российского государственного университета правосудия:

...Впоследствии я приняла участие в подготовке научной статьи о том, как Конституционный Суд Российской Федерации излагает свои решения. Приобретенные знания сильно повлияли на ее содержание. После того как она была опубликована, мой наставник и учитель, известный правовед, сказал: «Вот это — настоящая наука». Пожалуй, лучшего отзыва в моей исследовательской практике я не получала! Конечно же, останавливаться на достигнутом я не намереваюсь.

Организаторам школы и ведущим удалось не только научить нас чему-то полезному, но и создать удивительно теплую атмосферу, за что говорю отдельное спасибо!

Арина Гегельман, на момент Школы — студентка кадефдры антропологии истфака ТомГУ, ныне — младший научный сотрудник ИПП:

Зимняя школа ИПП — это место, где собираются удивительно умные, интересные и при этом весёлые люди. За время школы я не только освоила навыки, позволяющие в разы ускорить научную работу, но и познакомилась с людьми, с которыми до сих пор поддерживаю академические и дружеские связи.

Эмилия Антюхина, аспирант юридического факультета СПбГУ:

«Право — это основа вашей деятельности, а социология — то, чему вы учитесь один семестр на первом курсе юрфака и стараетесь не получить тройку». Именно профилактикой этого популярного, но неверного мнения, которое проповедуется многими уважаемыми учеными, юристами и преподавателями, занимался с нами коллектив Института проблем правоприменения на Зимней междисциплинарной школе «Эмпирическое правоведение: от идеи до статьи за пять дней».

Когда улеглись эмоции, получилось разглядеть, что за шесть дней общения с прекрасными исследователями из ИПП я начала отходить от навязываемой представителями юридического сообщества стигмы и понимать, какую роль в понимании и анализе природы права и правовых явлений в действительности играют количественные исследования и применение междисциплинарного подхода. Надеюсь закрепить сформировавшийся исследовательский фундамент, посетив и другие мероприятия ИПП, которым суждено состояться в дальнейшем.

Максим Никонов, кандидат юридических наук, адвокат:

Знания, которые мало где в России можно получить, замечательный коллектив лекторов, зашкаливающий градус интеллектуального удовольствия, общение с коллегами из разных регионов — и все это в Питере.

Формат «от идеи до статьи», выстроенный вокруг работы над проектом, мы впервые опробовали на Школе 2018 г. С тех пор уже несколько учебных проектов превратились в научные публикации.

Как отравления в школах влияют на таргетирование проверок Роспотребнадзора (ссылка)

Больше хочешь — меньше получишь: исследование зависимости между размером исковых требований и их удовлетворяемостью в российских арбитражных судах (ссылка)

Профессия арбитражного управляющего в России: роль типа должника в структурировании сообщества (ссылка)

Баланс плановых и внеплановых проверок в России: основные тенденции и случай ЖКХ (ссылка)

Как принять участие


Чтобы подать заявку, нужно:

  1. Написать мотивационное письмо. Расскажите, зачем вам нужна учеба в Школе. Не больше 400 слов.
  2. Выполнить отборочное задание. Задание и рекомендации по выполнению вы найдете в следующем разделе.
  3. Заполнить форму с анкетными данными. К ней же прикрепите письмо и выполненное задание.

Жесткое ограничение на участие только одно: мы не принимаем участников предыдущих Школ. Кроме того, при отборе мы отдаем предпочтение тем, кто:

  • на момент Школы учится не менее чем на 3 курсе бакалавриата,
  • не имеет защищенной кандидатской диссертации,
  • закончил бакалавриат не более 7 лет назад.

Прием заявок на школу будет прекращен 1 декабря 2025 года в 23:59 по московскому времени.

Отбор участников Школы будет произведен до 15 декабря 2025 года. В случае положительного решения комиссии Институт предложит участникам заключить договор на участие в Школе.

Если вам необходимо объяснить кому-то в вузе, куда именно вы уезжаете, свяжитесь с нами и мы предоставим вам информационное письмо.

Отборочное задание


Отнеситесь к отборочному заданию как к эссе в свободном формате. Идеальное решение отборочного задания должно быть развернутым рассуждением, содержащим интерпретацию (ваше понимание) задания, вашу позицию, аргументацию и вывод. Аргументация не должна строиться исключительно на логических предположениях и отсылках к законодательству, а должна отсылать к существующим исследованиям, подходам и данным, поэтому в вашем ответе должно быть хотя бы несколько ссылок на литературу. Замечательно, если у вас получится рассказать, что по этому поводу уже говорили и писали. Особенно ценно, если вы попробуете самостоятельно найти и проанализировать данные, которые подтвердят вашу позицию. Такими данными может быть криминальная и судебная статистика, результаты опросов общественного мнения или что-то еще.

Как искать существующие исследования? Обычно это делают через библиографические системы, такие как Google Scholar, Web of Science или JSTOR. Последние две, к сожалению, платные и требуют подписки, которая есть у многих университетов России и мира. Многие полезные статьи с исследованиями и обзорами написаны на английском языке. Читать их может быть сложнее, но зачастую они интереснее и более содержательно насыщенны, чем статьи на русском языке.

Итак, для выполнения отборочного задания нужно выбрать любые две задачи из следующих четырех и для каждой из них дать развернутый ответ размером до 1000 слов. Заявки без ответов на задачи или с ответом только на одну рассматриваться не будут. Не берите больше двух задач, это не повысит шансы на зачисление: если вы все же приложите больше двух эссе, комиссия сама выберет, какие два из них оценивать.

Важно: Перед оценкой все эссе будут автоматически проверены на то, что их написал человек, а не сгенерировала языковая модель.



Задача 1: характеристики кандидатов на судейские должности

В следующей таблице представлена частота упоминаний характеристик кандидатов на судейские должности в заключениях квалификационных коллегий судей (данные из исследования Арины Дмитриевой и Дениса Савельева). Всего было использовано 959 заключений за 2014–2015 гг.


Как вам кажется, чем объясняются отличия или их отсутствие в частоте упоминаний в зависимости от пола и позиции, на которую претендуют кандидаты? Какие последствия для судебной системы может иметь подобное распределение желательных качеств будущих судей и председателей судов? Есть ли иные качества, которые с вашей точки зрения должны присутствовать в этом списке и почему? Могли ли, на ваш взгляд, измениться ожидаемые характеристики за те 10 лет, что прошли с момента сбора данных?

Для ответов на эти вопросы, вам может быть полезно найти информацию о соотношении мужчин и женщин среди рядовых судей и среди председателей судов.



Задача 2: виктимизация и транспорт

В 2024 году ИПП провел очередную волну Всероссийского опроса жертв преступлений (RCVS). Помимо вопросов об опыте столкновения с преступностью, респондентам задавались вопросы об их социально-экономическом положении, образе жизни и проч., в том числе о том, как они добираются до места работы или учебы. На следующей диаграмме представлено распределение жертв нескольких типов преступлений по видам транспорта, которым они обычно пользуются. Предлагаем вам ответить на два вопроса:

1) Какие отдельные значения бросаются в глаза? Чем они могут объясняться?

2) Видите ли вы какие-то паттерны? Опишите их настолько подробно, насколько посчитаете необходимым, а также теоретически обоснованно объясните их природу.



Задача 3: поощрение инвестиций

К началу сентября 2025 г. российские организации имели на своих депозитах в банках свыше 35 трлн руб. Государство заинтересовано в том, чтобы компании направляли эти средства на производительные инвестиции, поэтому создает различные поощряющие механизмы. Компании могут уменьшать свой налог на прибыль на часть расходов на приобретение основных средств, получая инвестиционный налоговый вычет (ст. 286.1 НК РФ). Так государство стимулирует фирмы совершать инвестиции, приобретая станки, оборудование или другие основные средства для модернизации производства. У этой экономической политики есть несколько параметров: (1) компании каких отраслей могут претендовать на вычет, (2) каков максимальный размер вычета, (3) какие виды расходов считаются инвестициями.

Регионы страны могут устанавливать параметры вычета, принимая региональные законы об инвестиционном налоговом вычете. Например, если вы предприниматель из Воронежской области, то чтобы претендовать на вычет, правительство области должно признать ваш инвестиционный проект особо значимым (Закон Воронежской области от 22.05.2019 N 70-ОЗ). Если вы предприниматель из Орловской области, то, кроме включения в специальный список, вам также необходимо вести экономическую деятельность в сфере обрабатывающего производства (Закон Орловской области от 08.12.2020 N 2548-ОЗ). В Ульяновской области применять налоговый вычет может и малый и средний бизнес, ведущий деятельность в определенных отраслях (Закон Ульяновской области от 25.09.2019 N 108-ЗО). Наконец, в Республике Тыва никаких дополнительных ограничений по применению вычета нет (Закон Республики Тыва от 27.11.2019 N 552-ЗРТ).

Объясните, чем мотивирована такая разница подходов к поощрению инвестиций между регионами России?



Задача 4: judge shopping

В середине 2010-х гг. корейская компания Samsung построила первый и единственный открытый каток в штате Техас, США. Компания сделала это не в столице штата, городе Остин, и даже не в Хьюстоне, самом крупном городе. Каток с логотипом Samsung на заборе появился в удаленном городке Маршалл с населением 24 тыс. человек. Почему компания решила осчастливить жителей небольшого города?

Ответ станет очевиден, если сказать, что каток расположен напротив здания федерального суда округа так, чтобы каждый входящий в суд видел его. В этом суде в 2015 г. рассматривалось до четверти патентных дел всей страны, потому что истцы-правообладатели знали о проистцовом уклоне судей этого суда. Компания, построив каток, хотела воздействовать на присяжных, которые слушали крупное дело с ее участием в этом суде, утверждали исследователи в 2017 г.

Это анекдотичная и доведенная до крайности иллюстрация феномена «forum/judge shopping» — выбора выгодной истцом юрисдикции или суда для рассмотрения дела в ожидании преференциального отношения суда выбранной юрисдикции к правовой позиции истца. Для каких категорий дел вы можете ожидать проявления такого феномена в России и почему? Представьте, что у вас есть данные (категория дела, судья, истец, ответчик, и т.п.) о всех арбитражных делах в России за определенный период. Как бы вы эмпирически проверили, существует ли этот феномен?

Подать заявку


Важно: После отправки заявки форму должно заменить сообщение о том, что все прошло успешно, — если этого не произошло, попробуйте еще раз; если снова не получится, напишите о проблеме на [email protected]. Если вы не видите форму для подачи заявления в этом разделе, попробуйте отключить блокировщик рекламы. Прикреплению файлов к анкете может мешать включенный VPN.

Вопросы и ответы


Q: Где будет проходить Школа?
A: Занятия будут проходит в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Проживание — в гостинице в пешеходной доступности к ЕУ, размещение в стандартных номерах.

Q: Я отправил незаконченную анкету. Что теперь делать?
A: Ничего страшного, просто заполните и отправьте анкету еще раз.

Q: Я не из России. Могу ли я участвовать в школе?
A: Да, рабочий язык школы — русский, участвовать могут граждане других стран, если они владеют русским.

Q: Оплачивается ли дорога до Петербурга и обратно, если я прошел конкурс?
A: Нет, расходы на транспорт несет участник Школы.

Q: А оплачивается ли проживание и питание?
A: Да, при условии, что вы прошли конкурс, мы обеспечим проживание и обеды.

Q: Можно ли приехать за свой счет, если я не прошел по конкурсу?
A: Мы можем предложить такой формат участия тем кандидатам, кому не хватило совсем немного баллов для прохождения конкурса. Решение принимается в индивидуальном порядке.

Контакты


Если у вас остались вопросы, вы можете связаться с куратором Школы:

Сергей Бондарьков
[email protected]

Jekyll | Creative Theme | Прошлые годы: 2025, 2023, 2022, 2020, 2019, 2018, 2017 | Фото на фоне: Vitali Adutskevich на Unsplash